телефон в Москве (495) 517-9397

Aston Martin - постоянная борьба.

Aston Martin - постоянная борьба

Легендарная английская марка элитных автомобилей Aston Martin в 2013 году отмечает столетний юбилей. По этому случаю мы решили заглянуть в историю и рассказать нашим читателям о легендарной марке.

Начало начал

Юридическим рождением компании Aston Martin считается 1914 год. Однако принято считать, что компания берет начало с 1913 года, с момента, когда влюбленный в автомобили британский предприниматель Лайонел Мартин победил в гонке «Астон-Клинтон», за рулем Singer-10. На следующий год у Мартина уже была во владении мастерская в районе Кенсингтон города Лондон для того, чтобы самому собирать автомобили. В название компании он решил вложить не только собственную фамилию, но и часть названия победоносной гонки.

Несмотря на огромные планы средств у Мартина не хватало, поэтому без финансовой поддержки в создании компании было не обойтись. Постройку первого Aston Martin профинансировал Ричард Брэмфорд. В результате, был создан легкий спортивный автомобиль с двигателем Coventry-Simples объемом 1,4 литра, установленный на шасси Isotta Fraschini. Первая мировая война расстроила планы компании, и следующий автомобиль пришлось ждать до 1920 года. Но это было уже в другой мастерской на лондонской Абингтон Роуд. К тому моменту, разочаровавшегося в сделке Ричарда Брэмфорда с Мартином не было. Лайонел обратился за помощью к графу Луи Зборовски. Граф очень любил автомобили и автоспорт, поэтому охотно согласился помогать в создании автомобиля Aston Martin и заодно выступить на нем в гонке самого высокого уровня, не исключая Гран При.

Казалось бы, вот он шанс для успешного развития британской компании. Граф не жалел денег на Aston Martin, но успех продлился до 1924 года, пока Луи Зубровски не погиб в итальянском Монце. Для Мартина, это был удар. Дело, чуть не дошло до банкротства. Так бы оно и случилось, если бы не очередная, а главное своевременная помощь в лице Леди Ченвуд, которая купила компанию Aston Martin и назначив руководителем, своего сына Джона Бенсона. А Лайонел Мартин стал простым техническим директором. Такой тандем прожил два года, компания по-прежнему не приносила прибыли, и снова была продана. Покупателями были Инженер Билл Ренуик и его партнер Аугусто Чезаре(Берт) Бертелли. Партнеры перенесли производство в город Фелтхэм в графстве Миддлсекс. Для Лайонела Мартина история, связанная с компанией Aston Martin закончилась.

Aston Martin без Мартина

Ренуик и Бертелли имели свой собственный исследовательский центр, в котором инженеры  создали для машин Aston Martin 1,5 литровый двигатель с верхним распредвалом. Силовой агрегат удачным, и несколько лет им оснащали все автомобили Aston Martin, не исключая авто, приготовленные для соревнований в Ле-Мане, Бруклендсе или «Милле Милья».

Самым знаменитым Aston Martin на тот момент была модель International, это был двухместный спортивный автомобиль, который создал Берт Бартелли. На нем, конечно, стоял, тот самый 1,5 литровый двигатель, который с 1928 года производился с сухим картером. Через 3 года Бартелли оснастил его новой коробкой передач. В 1933 году двигатель был увеличен в мощности до 85 л. с. В результате, появилась новая модификация Mk-ll, которую выпускали вплоть до 1939 года.

Было бы несправедливо не упомянуть невероятно передовой по тем временам прототип Atom с алюминиевым кузовом с коробкой полуавтомат, а также множеством других инновационных решений. Без преувеличения можно сказать, что Atom значительно опередил свое время, стал ориентиром, как для британского, так и европейского автомобилестроения. Помехой стала Вторая мировая война, заставившая Aston Martin переориентировать свое производство на выпуск компонентов для авиации. Тем не менее, прототип Atom смог сыграть  важную роль в судьбе компании.

Успешность Aston Martin в 30-е годы на самом деле была обманчивой. Компания все время боролась за выживание, средств не хватало даже на покрытие расходов. По этой причине Aston Martin все время меняла владельцев. Таким образом, в 1931 году компания на довольно долгий срок объединилась с фирмой Frazer-Nash, которая занималась выпуском аналогичных автомобилей, а спустя еще два года ее купил Гордон Сазерленд.

Все-таки причем тут Atom? При том, что Гордон Сазерленд влюбился в этот прототип и сам лично проехал на нем 100 тыс. километров. Но главное, что по завершению Второй мировой войны Aston Martin снова оказался на грани банкротства, а Atom, как говорится, спас компанию. Энергичный предприниматель Дэвид Браун, искавший себе очередной объект для инвестирования, приобрел Aston Martin, после того, как проехал на Atom. С тех пор это многие годы оставался единственным человеком, которому было позволено садиться за руль этого авто.

Эпоха Дэвида Брауна

Браун был уникальным человеком. В свои 17 лет, он руководил семейным бизнесом, по выпуску тракторов и сельхоз техники. Все заработанные деньги Дэвид вполне успешно вкладывал в различные предприятия, постепенно нарастив свою бизнес империю до таких размеров, что в его подчинении было уже 20 тыс. человек. В 1947 году очередь дошла до автопроизводства и Браун приобрел сначала компанию Lagonda, а еще через несколько месяцев и Aston Martin.

Еще в эпоху Лайонела Мартина Aston Martin славилась выпуском быстрых и надежных авто, а с появлением Дэвида Брауна компания стала настоящей легендой британского автопрома с мировым именем, которая живет и поныне.

Первым автомобилем данной эпохи стала модель DB1, оснащенная  2-х литровым 6-ти цилиндровым двигателем, созданным инженерами Bentley. Модель имела аэродинамический кузов. Было выпущено всего 15 таких машин, после чего настало время дебюта модели DB2. Автомобиль был оснащен 2,6 литровым двигателем и имел две модификации DB2/4 и DB2/4 Touring. Вторая модификация была создана специалистами итальянского ателье. Именно итальянцы сыграли большую роль в истории знаковой для компании  модели DB4. В свое время, именно Дэвид Браун добился утверждение этой модели в качестве автомобиля знаменитого секретного агента Джеймса Бонда. Таким образом, Aston Martin вошла в историю мирового кинематографа.

Каким же он был, Aston Martin DB4?

Автомобиль был оснащен рядным 6-ти цилиндровым силовым агрегатом с двумя верхними распределительными валами с объемом 3669 куб. см. В основе была сварная платформа из стали с лонжеронными усилителями. Легкий кузов был создан в миланском авто ателье Touring. Производство модели было налажено на вновь открытом предприятии в Ньюпорте, в графстве Букингэмшир.

1959 год был ознаменован появлением новой спортивной модификации DB4 GT с двумя карбюраторами Weber и двойным зажиганием. Одновременно с этим, шло производство другого спортивного варианта автомобиля DB4 GTZ, с мотором в 300 л. с. и кузовом, выпущенным в ателье Zagato. Максимальная скорость авто составляла 250 км/ч. Таких автомобилей было выпущено в количестве 1185экземпляров.

Модель Aston Martin DB4 не смогла добиться больших успехов в автомобильных гонках, но это не помешало стать этой машине по истине легендарной.  Именно этот автомобиль использовал агент 007 Джеймс Бонд в фильме, который вышел на экраны в 1960 году.

Aston Martin продолжала участвовать в гонках. Наиболее успешным автомобилем компании стал DB3 в модификации R. В 1959 году один такой авто выиграл 24 часовую гонку в Ле-Мане. Компания делала попытки войти в Гран-При, но болид Формулы 1 получился неудачным и этот проект был закрыт.

В 1963 году состоялся дебют DB5, который отличался от своего предшественника 4 литровым двигателем мощностью 282 л. с. Этот автомобиль также прославился в кинематографе, засветившись в одной из эпизодов фильма о Джеймсе Бонде. Но совсем скоро в 1965 году ему на смену пришла модель DB6. Внешне автомобиль был похож на предыдущие модели Aston Martin, но при этом вмещала четырех пассажиров и была достойным конкурентом самым престижным моделям производителей

Тем не менее, заняв свою нишу, Aston Martin не могла смириться с тем, что их автомобили не вызывали такого восхищения, как Ferrari или Maserati. Поэтому инженеры и дизайнеры получили задание на разработку аналогичных автомобилей. В результате появились модели DBS и DBS Vantage с 6-ти цилиндровыми двигателем, которые позже обновились машинами с 5,3 литровым алюминиевым мотором V8 мощностью 340-450 л. с.

Затишье перед бурей

Как обычно, в истории Aston Martin, период подъема  меняется на период спада. После выпуска целого созвездия автомобилей компания снова оказалась в долгах, впрочем, как и другое автопредприятие Девида Брауна. В 1972 году Девид продает Aston Martin вместе Lagonda. Новые владельцы - компания Company Development, решили больше не выпускать модели серии DB, после приложили много усилий по устранению последствий кризиса. Тем не менее, в1975 году Aston Martin снова оказалась на грани, это состояние длилось последующие 6 лет.

70-е годы компания с невероятными усилиями собирала небольшие серии спортивных авто, носивших имена Vantage в кузове купе и Volante в кузове кабриолет. Модели продавались в самом дорогом исполнении и с тем же двигателем V8 объемом 5,3 литра и мощностью 340 и 390 л. с. В это же время, на данной серии появилась система непосредственного впрыска и американская коробка – автомат.

Также, в 70-е состоялся запуск серии необычного седана класса люкс, который получил название Lagonda. Этот экстравагантный автомобиль сразу полюбился богатым клиентам с Ближнего Востока. Седан совмещал в себе дань традициям, ручная сборка, мощный двигатель V8. На первых порах мотор был карбюраторным.  А в остальном сплошные инновации: цифровая приборная панель, сенсорные клавиши и практически первый в мире бортовой компьютер.  Автомобиль был дорогим и стоил 33 тыс. футов стерлингов и был одним из самых дорогих премиум-седанов. Эксклюзивность и ручная сборка позволили выпустить 645 автомобилей. А до наших дней  их дожило значительно меньше. Современным аналогом этой модели стал Aston Martin Rapide.

В 80-е годы финансовые перспективы Aston Martin стали еще туманней. За семь лет компания несколько раз переходила из рук в руки различных американских и британских промышленных и финансовых групп. Но это не внесло существенных изменений в финансовом положении компании. Так продолжалось до 1987 года, пока компания Ford, не выкупила 75% акции компании, в результате чего стала новым хозяином. Если раньше Aston Martin продавала до сотни автомобилей, то в1995 году объем продаж дошел до 700 экземпляров год. Модели серии Vantage, Volante и Virage с модернизированными двигателями V8, стали приносить прибыль. Также в 1993 году Ford решила возродить линейку DB, выпустив спортивную DB7 с 6-ти цилиндровым, рядным, 3,2 литровым силовым агрегатом Jaguar с мощностью 335 л. с. Автомобили оснащались механической и автоматической коробкой передач, а внутренняя отделка была очень шикарной, с использованием кожи, деревянных лакированных элементов.

В настоящее время Aston Martin переживает свои лучшие времена. В наши дни, помимо Ford, владельцами компании являются и другие инвесторы, но главной целью у всех является успех  легендарного бренда. Aston Martin снова вернулась в автоспорт, создала целый ряду успешных  и уникальных автомобилей, среди которых DB9, One-77, Rapide и Zagato, а также разработала новые моторы, в том числе и V12.

За сто лет своей истории, Aston Martin, было многое, но одно было всегда неизменным, это ручная сборка всех без исключения машин. Навязать конвейерную сборку англичанам не смог навязать даже Ford, который являлся родоначальником такой сборки. Хотелось бы верить, что вековые традиции компании сохранятся еще много лет, а финансовые проблемы останутся в прошлом.