телефон в Москве (495) 517-9397

История правостороннего движения и левого руля

История правостороннего движения и левого руля

В России в последнее время часто возникают споры о запретах на транспортные средства с правым рулем. Хотя в Японии, наоборот, к примеру, BMW или Mersedes с левым рулем является признаком элитарности, а ведь в Японии принято левостороннее движение.

Человечество очень долго определялось, какую сторону дороги использовать для движения. Здесь большую роль сыграл тот факт, что большая часть людей правши. Повозки и экипажи при разъездах принимали вправо, так как вожжи было легче натягивать правой рукой, а пешеходы придерживались правой стороны, чтобы не зацепить грузом носимом на правом плече, встречных.

В ХVIII веке транспортные потоки значительно возросли, поэтому во многих странах потребовалось законодательное определение стороны для движения транспорта. Таким образом, в 1752 г в России императрицей Елизаветой был издан указ о движении карет и повозок по правой стороне мостовой. А в 1756 г. в английском парламенте был принят соответствующий закон о левостороннем движении по Лондонскому мосту.

Причиной возникновения левостороннего движения в Англии послужил тот факт, что извозчик на английских кэбах каретах находился сзади выше, а бич держал в правой руке. Чтобы во время размахивания бичом, случайно не ударить, идущего по дороге Лорда или Пэра. Далее в 1773 г. был принят «Дорожный акт», который узаконил движение на других дорогах королевства. Таким образом, левостороннее движение постепенно было принято во всех английских колониях.

Постепенно лошадей с дороги стали вытеснять автомобили. Первые авто управлялись рычагом, который торчал из пола. Водитель сидел слева от рычага, так как для его поворота требовалось значительное усилие. В 1893 г. на смену рычагу пришло рулевое колесо. Впервые руль появился во Франции на автомобиле «Панар», который был создан, для участия в автомобильной гонке Париж – Амстердам. Крутить руль было значительно удобней, чем рычаг, поэтому его сместили к борту автомобиля. Машин становилось больше, и теперь водитель часто обращал внимание на обгоняющие его и встречные автомобили. Поэтому руль устанавливался слева. Впервые, серийный автомобиль с левым рулем был выпущен на заводе Ford. Модель Это был Ford T образца 1908 года.

К двадцатым годам прошлого столетия в большей части стран место водителя было со стороны встречного потока, т е. слева. Но было несколько исключений. В США и Канаде до сих пор есть почтовые машины, в которых руль находится справа. Это сделано для того, чтобы почтальон, он же водитель, мог положить почту в ящик возле дороги, не выходя из машины.

Из-за узких дорог и опасных обочин в Швеции все автомобили имели левый руль и двигались также слева. Это делала неудобным поездки водителей в соседние государства, однако, Шведский парламент принял постановление, и в одно воскресное утро 3 сентября 1967 г. в 4:50 все автомобили в Швеции остановились, чтобы перестроится на правую сторону, а 5:00 продолжили движение, но уже с правой стороны.

Въезд транспортных средств из стран с левосторонним движением в страны с правосторонним движением, в большинстве случаев легален. Об этом говорит Венская конвенция о дорожном движении от1968 года. В ней говориться о том, что достаточно, чтобы автомобиль соответствовал правилам того государства, в котором зарегистрирован. По ввозу машин, с несоответствующим расположением руля, дела обстоят несколько иначе. В Австралии, например, ввоз машин с левым рулем запрещен. Поэтому, те кто ввозят такие автомобили, должны переставить руль на другую сторону. А в Новой Зеландии достаточно специального разрешения. В России тоже пытаются предпринять соответствующие меры, но пока безуспешно.