телефон в Москве (495) 517-9397

Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор?

Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор?

Каждый автолюбитель, хотя бы раз в жизни сталкивался ситуацией, когда разряженный аккумулятор не может завести двигатель. Чаще всего это случается в зимний период, поскольку на морозе АКБ быстро разряжается. Если автомобиль простоял на морозе больше недели, то потеря заряда гарантирована на любом аккумуляторе. В случае если авто с пробегом в не одну сотню тысяч километров, то зимний старт становится весьма актуальной темой.

Что же делать в данной ситуации? Самый простой вариант, это «прикурить» от другой машины. Это может помочь, если впереди еще долгая поездка, и будет совершенно бесполезно, если потребуется ехать несколько километров. В такой ситуации батарея просто не успеет зарядиться. Поэтому в данной ситуации лучше зарядить АКБ внешним зарядным устройством. О том, как правильно заряжать аккумулятор мы расскажем в этой статье.

Какие бывают аккумуляторы?

Начнем с того, что все аккумуляторы, присутствующие на рынке, по своим химическому составу и физическим свойствам делятся на три типа: малосурьмянистые, гибридные и кальциевые. Каждый из представленных типов, понятное дело, имеет свои достоинства и недостатки. Малосурьмянистые батареи больше подвержены саморазряду и быстрому выкипанию воды из электролита, но при этом не боятся сильного разряда. Кальциевые аккумуляторы, наоборот практически не выкипают и не разряжаются так быстро, но если батарея сильно разрядилась, вполне вероятно это навсегда. В этом смысле, лучший вариант, это гибридные аккумуляторы, не сильно выкипают и не склонны к саморазряду. Но стоят на порядок дороже остальных.

Есть еще одна характерная особенность аккумуляторов, с потребительской точки зрения. И здесь они бывают, обслуживаемые и необслуживаемые. Тем не менее, это очень важно, так как это влияет на особенности процесса зарядки. Необслуживаемая батарея – та, которая не подразумевает вмешательства во внутренности со стороны человека.

Такие аккумуляторы внешне не имеют ничего, что бы можно было открыть или открутить. На них, как правило, нанесена надпись «Do not open», что означает «Не открывать» Основное преимущество таких АКБ состоит в том, что их конструктивная особенность подразумевает минимальное выкипание жидкости. А недостаток в том, что если вода испариться, то долить ее не получится. Стоят такие аккумуляторы дороже, хотя на срок службы это не влияет.

Что же касается обслуживаемых батарей, то в них можно доливать дистиллированную воду, и даже необходимо, но об этом дальше.

Чем заряжать?

Устройств, для зарядки автомобильных аккумуляторов сегодня великое множество. От самых простых аппаратов, до очень дорогих, от знаменитых производителей. Для выбора нужного зарядного устройства, желательно проконсультироваться со специалистом, но для себя тоже желательно учесть несколько базовых критериев выбора. Которых не так уж много.

Во-первых, нужно обратить внимание на схему заряда. Есть устройства, которые работают с постоянным значением тока, а некоторые с постоянным значением напряжения. На деле, это выглядит так: ЗУ с постоянным током зарядки, заряжает батарею полностью, но может сильно нагреть электролит, что в свою очередь, сокращает срок службы батареи. А зарядное устройство с постоянным напряжением электролит не перегревает, но может не дозарядить аккумулятор, поскольку с окончанием заряда падает ток. Но не стоит огорчаться, есть еще ЗУ, имеющие комбинированный цикл зарядки. Сначала устройство заряжает батарею при постоянном токе, затем напряжение стабилизируется и постепенно падает ток зарядки. ЗУ работает автоматически и не требует дополнительного вмешательства. Как следствие, такие устройства дороже обычных устройств.

 Обратите внимание

При выборе зарядного устройства по мощности, следует учитывать, что рекомендованный максимальный ток должен соответствовать 10%  емкости батареи. Например, емкость аккумулятора 65 Аh, значит максимальный ток равен 6,5 А.

Во-вторых, все ЗУ разделяются на трансформаторные устройства и импульсные. Трансформаторные приборы, считаются более надежными, но при этом большие по размеру. Импульсные ЗУ легче и компактней, но надежность их зависит от производителя.

В третьих, все ЗУ также разделяются по способу питания. Тут присутствуют два типа. Первый, это классический, при котором само устройство включается в сеть, а зарядка происходит через клеммы аккумулятора. Второй тип, не всегда приемлем, поскольку зависит от конструктивных особенностей конкретного авто. Речь идет о зарядно-пусковых устройствах, которые заряжают батарею через прикуриватель, а тут главное, чтобы прикуриватель был подключен напрямую от аккумулятора, а не через генератор. В свою очередь зарядно-пусковые устройства делятся на два вида: с питанием от сети 220 вольт, и от автономного источника питания, то есть дополнительного аккумулятора

Как заряжать?

Процесс зарядки АКБ довольно простой.  Если рядом есть зарядка, то батарею даже ненужно снимать, достаточно отсоединить провода. Если без снятия не обойтись, то это тоже не проблема. Обычно АКБ снимается легко.

При этом следует принять меры предосторожности:

  • Ни в коем случае не следует прислонять батарею к одежде и коже. Также нужно аккуратно с ней обращаться, избегать ударов.
  • При демонтаже и монтаже следует использовать перчатки.
  • Нельзя делать попытки нагреть холодный аккумулятор горячей водой. Перепад температуры может вызвать осыпание пластин.
  • Ни в коем случае не следует пытаться установить аккумулятор при работающем двигателе. Возможные при этом перепады, могут вызвать выход из строя некоторых электроприборов автомобиля.

Обратите внимание!

Вытирать аккумулятор необходимо мягкой ветошью, смоченной в нашатырном спирте или в растворе соды. При этом внимательно следить за тем, чтобы не вовнутрь не попала грязь. Иначе батарея выйдет из строя.

Когда аккумулятор безопасно и благополучно снят с автомобиля, он практически готов к зарядке. За исключением еще одной процедуры. Если это батарея обслуживаемая, то следует еще открутить пробки или снять верхнюю крышку, это зависит от конструкции конкретной АКБ. Таким образом, батарея не будет сильно кипеть, газы внутри не будут скапливаться, что позволит батарее не взорваться. После, желательно проверить уровень электролита в пластинах. Если уровня недостаточно, то требуется долить дистиллированную (!)воду. Уровень, как правило, указан на метках “min – max”сбоку корпуса АКБ. Если этого не сделать, то можно сжечь пластины и навсегда потерять часть емкости батареи.

После проверки уровня и доливки дистиллированной воды можно начинать зарядку, набросив на клеммы «крокодилы». Следует следить за полярностью клемм, не перепутать «плюс» и «минус». Перед тем как набрасывать «крокодилы» убедитесь, что сетевой провод не подключен.  Также и по окончании зарядки следует отключить ЗУ от сети, а уж потом отсоединять «крокодилы» от аккумулятора.

Во время зарядки  электролит будет издавать звук похожий на кипение, это нормально. Только следует следить за тем, чтобы батарея не перегрелась. Если это произошло, то стоит немедленно прекратить зарядку, подождать пока АКБ остынет, потом продолжить цикл зарядки.

Сколько заряжать?

На это вопрос однозначного ответа нет, поскольку много от степени разрядки батареи. Можно и нужно ориентироваться на индикатор заряда, который есть в наличии у большинства аккумуляторов или на индикатор и амперметр зарядного устройства.

На самой АКБ индикатор примитивный и понять его не трудно: зеленый цвет говорит о полной зарядке, а красный о том, что аккумулятор разряжен. На некоторых батареях есть и другие варианты, но в таком случае наклейка на АКБ подробно все расскажет. На зарядном устройстве о степени заряда могут сигнализировать светодиоды, которые загораются или гаснут по мере зарядки батареи. Подробно об этом расскажет руководство по эксплуатации данного устройства. Самым верным индикатором заряда можно считать амперметр, если он предусмотрен на ЗУ. Чем больше разряжен аккумулятор, тем больший ток показывает амперметр, по мере заряда ток будет падать. Амперметр, стрелка которого находится около нуля, говорит о полном заряде батареи. Но к устройствам с постоянным током зарядки это не относится.

К устройствам с постоянным током зарядки, для определения времени заряда применяют простую формулу. Для этого, емкость аккумулятора делят на значение тока зарядки и умножают на коэффициент 1,2. В результате получается значение времени зарядки в часах.

Обратите внимание!

Новый аккумулятор желательно зарядить перед установкой на автомобиль. Ведь до того как он был куплен, он мог долгое время храниться на складе и разрядиться. В этом случае, следует заряжать батарею малым током около 2-3 часов. Этого вполне достаточно.

Где заряжать?

Этому мероприятию следует уделить должное внимание, так как сам процесс зарядки достаточно серьезное дело. Зарядка аккумулятора должна проходить в хорошо проветриваемом помещении, особенно в условиях квартиры. Дело в том, что в процессе зарядки из аккумулятора выделяется множество вредных и токсичных веществ в виде сернистого газа, соединений хлора и мышьяка и т. д. Даже не высокая концентрация этих веществ, вредна для человека, к тому же они способны оседать на коврах, одежде и мебели. А соединения водорода при выделении способны создать взрывоопасную смесь. Вывод здесь может быть один: процесс зарядки, следует проводить в нежилом помещении при хорошем проветривании или вообще на улице.

В завершении хотелось бы пожелать долгой жизни вашему аккумулятору.