телефон в Москве (495) 517-9397

Mini - долгая история маленького автомобиля

Mini Cooper - долгая история маленького автомобиля

В наше время очень сложно найти человека, который бы ни разу не видел Mini. За шестьдесят с лишним лет этот малолитражный автомобиль распространился по всем континентам и странам, обрел миллионы поклонников во многих странах и продолжает с успешную жизнь. Правда, уже в несколько ином образе, но все с той уникальной харизмой первого Mini.

Меньше некуда

Иногда случается, что все самое гениальное и легендарное начинается с самых простых и банальных вещей. Так же произошло и с Mini. Все началось в 1952 году с объединения в общий концерн двух фирм Morris и Austin. Главным конструктором объединенного  концерна BMC (British Motor Corporation), стал грек турецкого происхождения Алек Иссигонис. Концерн поручил ему создание нового модельного ряда автомобилей, который смог бы удовлетворить потребности разных слоев населения. В результате новые модели должны называться весьма просто - Maxi, Midi и Mini. Когда началась работа по созданию автомобилей, грянул Суэцкий кризис, который привел к значительному подорожанию бензина. И глава концерна - сэр Леонард Лорд дал приказ о свертывании работ по созданию первых двух моделей и объединении усилий над созданием Mini, как самым экономичным авто. Алека Иссигониса ни в чем не ограничивали, за исключением одного требования, габариты автомобиля не должны превышать 3 м x1,2 м x1,2 м. При этом в нем свободно должны поместиться четыре взрослых человека.

Сотрудники главного конструктора говорили, что иногда он был просто невыносим, потому что посвящал созданию нового авто не только рабочее время, но и после работы. Он даже не мог сходить пообедать, не сделав очередной набросок. Не говоря уже об испытаниях каких-либо деталей, Иссигонис вынуждал участвовать в процессе всех, кто оказывался под рукой. Так, к примеру, было с сидениями, которые он утвердил только после того, как в них успели посидеть худенькие секретарши, высокие охранники и объемные механики.

Такое отношение Иссигониса окупилось с лихвой. Но большую пользу принесла его инженерная мысль и смекалка, которая позволила отдать под салон 80 % объема кузова и лишь 20 % под двигатель. Все это благодаря компоновке двигателя с коробкой передач. Для упрощения конструкции и сохранения малой массы, на автомобиле был сделан передний привод. Все это поставили на 10 дюймовые колеса.

Первый экземпляр Mini был готов в 1957 году, но для того, чтобы довести его до массового производства BMC потребовалось 10 млн. фунтов стерлингов инвестиций два года труда. Но, глава концерна сэр Леонард Лорд прекрасно понимал перспективы крошечного авто и поэтому не скупился.

Старт продаж был намечен на август 1959 года одновременно во всех странах, а их было около 100. К тому времени было собрано несколько тысяч машин, которые были проданы в короткий срок. Это случилось так быстро, что концерн BMC был вынужден наращивать производство. В результате, к концу 1959 года конвейеры двух заводов выпустили в свет 20 тыс. авто. А уже на следующий год компания производила 3000 машин в неделю. В Великобритании автомобиль продавался под марками Morris Mini Minor и Austin Seven, а в других странах под именами Morris 850 и Austin 850, где цифра говорила о рабочем объеме двигателя.

Популярность детища Алека Иссигониса росла, не смотря даже на выявленные недостатки в процессе эксплуатации. Главным недостатком была плохая гидроизоляция салона, которая в дождь превращала коврики на полу в большие мочалки с водой. Впрочем, недостатки были быстро устранены, и концерн BMC решил развивать успех дальше, представив 1960 году, новую модификацию в кузове универсал который назывался Morris Mini Traveller, он же Austin Seven Countryman.

Появление Джона Купера

Казалось бы, ну какое отношение может иметь маленький автомобиль к большому автоспорту? Оказывается, что самое прямое. Легендарный автомобильный конструктор Джон Купер, который создал немало отличных спортивных и гоночных авто, смог это доказать. Купер модернизировал стандартный Mini, увеличив объем двигателя до одного литра и форсировав его мощность. Также конструктор уменьшил передаточные числа коробки передач и оснастил передние колеса дисковыми тормозами. Появившись в образе Mini Cooper на раллийной трассе, машина сначала вызвала снисходительную улыбку соперников. Да и руководство концерна не воспринимали всерьез модернизацию Купера. Никто тогда не думал, что такой автомобиль разойдется тиражом даже в 1000 экземпляров. Как же недоумевали все, когда на протяжении с 1964 по 1967 г. Mini Cooper уверенно побеждал в сложнейших ралли Монте-Карло. Компактность хорошая управляемость принесли свои плоды.

Естественно, успехи на гоночных трассах стимулировали объемы продаж. Сотни тысяч желающих выстроились в очередь в надежде заполучить свой Mini Cooper, а также последующий, более мощный Mini Cooper S, Джон Купер сделал для Mini то, что невозможно переоценить. Четыре года подряд автомобилю Mini Cooper не было равных на раллийной трассе Монте-Карло.

Новое приходит на смену старому

А что же Алек Иссигонис? Как бы не показалось странным, но Mini стал последней его разработкой. Какое-то время Алек работал над усовершенствованием модификаций малолитражки, но вскоре ушел на пенсию. Алек Иссигонис, даже удостоился титула рыцаря из рук самой Королевы. Еще до выхода на заслуженный отдых Иссигонис успел поработать над созданием пикапа на базе легендарной малолитражки. Были и разработки, которым не суждено было появиться на свет.

Зато, вполне жизнеспособным оказался вышедший в серию новый Mini Mark II, оснащенный двигателем объемом 1 литр. Именно этой серии удостоился миллионный экземпляр, который вышел в 1965 году. Но через год, когда BMC был поглощен компанией Jaguar и переименован в дальнейшем в British Motor Holdings (BMH), появились проблемы. Массовые забастовки спровоцировали серьезные перебои с выпуском и поставками дилерам готовой продукции. Когда же миновал кризис, компания BMH запустила в серию Mini Clubman, который был с удлиненным кузовом и мотором объемом 1,1 литр. Но по различным причинам модель оказалась сырой и недоработанной и без достойной рекламной компании. В результате популярности она не удостоилась. Тем не менее, неудача стимулировала инженеров на создание модели Mini Mark III, которая дебютировала на рынке в 1969 году. Также с этой поры все машины, выпущенные холдингом, независимо от того, на каком заводе они выпущены стали называться просто Mini

70 - 80 годы прошлого столетия стали для Mini эпохой абсолютной стабильности. Популярность машины была настолько высока, что владельцам марки ни чего не нужно было изобретать. Пятимиллионный экземпляр легендарной малолитражки вышел в 1986 году. Мимо взгляда огромной армии поклонников марки прошла смена прав на марку от BMH к British Leyland, а после к Rover Group.

Конец истории классического Mini начался в 1994 году, когда все права на марку перешли компании BMW. Баварцам был нужен такой проект, но финансовая сторона его оказалась слабой. Проблема решилась за счет частичной реструктуризации, и продажи некоторых активов, но это позволило оставить Mini во владении BMW, и даже сделать из него самостоятельное предприятие со своими мощностями и большими планами на будущее. Правда, места классическому Mini, в этих планах не было. Для прощания с легендой BMW выпустила четыре специальных модификации машины, а на следующий год была представлена новая концепция MINI. Теперь именно большими буквами пишется название марки, чтобы не путать ее с классикой.

Вторая жизнь автомобиля не стала столь оглушительной и успешной. Создателем нового MINI стал талантливый конструктор Фрэнк Стефенсон – человек с довольно нестандартным мышлением. Главное, что удалось Фрэнку, это практически все изменить и при этом все оставить, как прежде. Впервые, нестандартное мышление Стефенсона по отношению е MINI проявилось на представлении полноразмерного прототипа из глины, специальной комиссии. В последний момент, глядя на модель, Стефенсон заметил, что он не сделал выхлопную трубу. Тогда, Френк взял простую пивную банку, отрезал ее верхнюю часть и вставил на место, где по его задумке должен находиться патрубок. Модель была утверждена и пошла в серию в точном соответствии с дизайнерским решением. Позже, журналисты и поклонники не раз отмечали удивительную схожесть трубы с пивной банкой.

Подтверждением неразрывной связи между Mini и MINI является названия современных моделей. В компании BMW возродили название некогда популярных моделей Clubman и Countryman. Конечно же, они носят имя Джона Купера. Долгая история  маленького автомобиля продолжается…