телефон в Москве (495) 517-9397

Подголовники. Как это работает?

Подголовники. Как это работает?

Подголовники, которые предназначены для того, чтобы защитить шеи водителя и пассажиров авто от ударов сзади, стали в массовом порядке устанавливаться на автомобилях еще в 70-е годы прошлого столетия. Тем не менее, конструкторы и производители так и не пришли к их единой конструкции. Какие бывают подголовники? Чем они отличаются и как правильно их настроить? Узнаем в этой статье.

При столкновении сзади, есть большая вероятность получить хлыстовую травму шеи. Для того чтобы снизить риск таких травм, автопроизводители устанавливают на сидения подголовники. Первичное внедрение, такого на первый взгляд элементарного нововведения, оказалось не таким уж легким и простым делом. Конечно, не было ни каких протестов, никто не вращал пальцы у виска при виде рекламы автомобилей, как это было в свое время при введении подушек и ремней безопасности. Все же подголовники добавляли удобства и комфорта, да и все сразу поняли, что с ними безопасней. Но мировой автопром не сразу пришел к этому.

Первое, что не взяли во внимание специалисты, это размеры и возможность регулировки подголовников. Первые подголовники были малы по размерам, поэтому пассажиры очень часто травмировали шеи. Принцип таких травм был схож на то, как человек ломает палку об колено. По этой причине подголовники стали делать больше, позже появилась регулировка высоты, а потом - и наклона. Увеличение размеров подголовников на передних сидениях авто порадовали и пассажиров сзади, поскольку на некоторых современных машинах в них стали монтировать мониторы.

Первичные испытания на манекенах, с имитацией ударов сзади, начали производить только в 80-х годах. Пионером, в этом деле стал Mercedes-Benz. В ходе испытаний были сделаны, серьезны выводы, которые послужили сильным толчком для развития конструкций подголовников. Они стали различаться по конструкции крепления к сидениям: отдельные, а потом и интегрированные подголовники. Последний вид конструкции, в основном стал использоваться в раллийных авто или в серийных спортивных моделях.

Считается, что сидения с интегрированными подголовниками, немного тесноваты, зато являются более безопасными. Данное утверждение верно, если верхняя часть сидения находится вровень с макушкой пассажира.

Все время, вплоть до середины 90-х, на всех автомобилях подголовники были пассивными, и их эффективность зависела от индивидуальных настроек. Однако в 1997 году компания Saab, представила миру серийную модель своего автомобиля, укомплектованного активными подголовниками. Их механизм был прост и достаточно надежен – в спинке сидения была вмонтирована система рычагов, которая под воздействием массы тела пассажира двигала подголовник вперед. Такие активные механические системы стали называть «реактивными». Система называлась Saab Active Head Restraint.

Благодаря стремительному развитию электроники в 2000-х годах, подголовники научились срабатывать за доли секунды до аварии. Во время распознания опасной ситуации при помощи задних датчиков, блок управления дает команду электроприводу на движение подголовника вперед навстречу голове пассажира. Аналогичные системы с успехом применяются в автомобилях производства Mercedes-Benz, , Lexus и BMW. Интересно, но в отличие от предварительных натяжителей ремней безопасности, польза которых всем очевидна, преимущество активных подголовников перед пассивными аналогами, пока не доказано. Это подтверждают испытания, проведенные Euro NCAP. Тем более, компания Volvo, которая была одной из первых, кто внедрил активные подголовники в серийные модели, в своих последних разработках, отказались от этой конструкции, уделив внимание тщательному подбору материалов и разработке профиля сидений и подголовников.

Какие бы подголовники не были установлены на транспортном средстве  для того, чтобы от них была польза, необходимо их правильно отрегулировать. Специалисты в этой области, от компаний Nissan и Infiniti, для активных подголовников рекомендуют устанавливать их так, чтобы средняя часть подголовников находилась на одной линии с ушами. А по поводу пассивных подголовников, специалисты из Euro NCAP советуют настраивать их так: верхняя часть подголовника должна совпадать с макушкой, а расстояние до затылка должно быть не более 40 мм.