телефон в Москве (495) 517-9397

Торможение двигателем – ищем “за” и “против”.

Торможение двигателем – ищем “за” и “против”.

Водительский опыт – вещь индивидуальная. Тем не менее, опыт основывается на базовых приемах, которые водитель вырабатывает за долгое время. Одним из таких общепринятых приемов, это торможение двигателем. Многие убеждены, что такой прием торможения самый безопасный, особенно на скользкой дороге. А некоторые считают, что торможение двигателем  вредит двигателю и трансмиссии. Кто же прав в такой ситуации, а кто нет, попробуем разобраться в данной статье.

Что же это такое?

В начале, следует разобраться  с тем, что вообще представляет собой торможение двигателем и в каких случаях оно действительно нужно. Если более точно, то это процесс, возникающий во время, когда двигатель сопротивляется разгону автомобиля или нагрузке, которая стремиться увеличить обороты вращения коленчатого вала. Иными словами, торможение двигателем происходит, когда водитель отпускает педаль газа, при этом, не нажав сцепление.  В этот момент подача топлива сводится к минимуму, а сам двигатель превращается в агрегат, который не выдает энергию, а забирает ее от трансмиссии. В результате чего возникает эффект торможения, который и замедляет вращение двигателя, тем самым  снижая скорость движения машины.

При этом важно понимать, что заметить эффект торможения двигателем заметен лишь в некоторых условиях. Чтобы понять природу этого эффекта, нужно обратить внимание на достаточно простые вещи. Когда водитель нажимает на педаль акселератора, двигатель увеличивает обороты, а когда он ее отпускает, двигатель замедляет обороты. В данном случае трансмиссия служит для распределения силы вращения двигателя и передачи ее на колеса. Пониженной передаче характерна низкая скорость на относительно высоких оборотах двигателя. На повышенной передаче автомобиль уже достаточно быстро передвигается, но также быстро ускоряться, как на пониженной передаче двигатель не может, так как он не может прилагать столько же усилий. Поэтому эффект ускорения, а также и торможения на пониженных передачах намного заметней.

Самым главным преимуществом торможения двигателем сводится к тому, что  такое действие со стороны водителя  снижает риск заноса автомобиля. Потому что колеса не блокируются тормозными колодками, как при осуществлении обычного торможения. Именно поэтому, торможение двигателем  является одним из эффективных приемов против аварии. Хотя в спокойных ситуациях этому приему тоже найдется место. К примеру, когда светофор на перекрестке горит красным, а до него еще достаточно е расстояние, для того чтобы  спокойно докатиться до перекрестка и не прибегать к торможению при помощи  основного тормоза. Торможение двигателем также будет полезным в условиях скользкой или мокрой дороги и на затяжных спусках

Безопасность — наше все

В процессе торможения двигателем тоже не все так идеально. Все дело в том, что во время снижения скорости машины таким способом водитель  не подает  соответствующих сигналов остальным участникам движения. Стоп сигналы на таком авто не загораются. Следовательно, водитель сзади идущего автомобиля не информирован о действиях водителя, решившего тормозить при помощи двигателя. А в условиях плохой видимости скорость и дистанция ощущаются плохо. Последствия такой плохой ориентации могут быть плачевными. Поэтому не следует забывать и о своей безопасности и безопасности окружающих.  Поэтому, начинающим водителям стоит потренироваться на какой-нибудь закрытой площадке, с целью познания своих возможностей и возможностей своего авто.

В европейских странах  к торможению двигателем подходят со всей ответственностью. На участках, где это может быть опасно, устанавливаются соответствующие знаки.

Как правильно выполнять?

Приемов такого торможения  существует много, но  наиболее распространенных не более трех. Хотя эффективно использовать даже эти три, могут далеко не все. Попытаемся исправить этот пробел при помощи некой инструкции  и некоторых рекомендаций. Итак…

Чаще всего, торможение при помощи двигателя начинается с отпускания ноги с педали акселератора и перехода на пониженную передачу, в большинстве случаев, это третья. Далее, после значительного замедления  включается вторая передача и так далее. Но в этом процессе важно найти оптимальное состояние для перехода на пониженную скорость. Иначе,  характерного клевка и удара по трансмиссии, не избежать. Для того, чтобы этого не случилось, следует перед переключением немного нажать на педаль акселератора, для кратковременного поднятия частоты вращения двигателя. А после переходить на пониженную передачу и далее продолжить торможение.

Обратите внимание!

Ни в коем случае не следует переходить с четвертой или третьей передачи сразу на первую, это может вызвать резкий занос автомобиля с возможным выносом на полосу встречного движения. К тому же это может повлечь за собой серьезную поломку и дорогостоящий ремонт.

Еще один важный момент. На скользкой или мокрой дороге  нужно аккуратно пользоваться сцеплением. Не стоит его резко  отпускать, это  может вызвать  блокировку ведущих колес.  Специалисты рекомендуют  немного задерживать  педаль сцепления для плавного «подхвата».

Спорные моменты

Эффективность торможения с использованием двигателя  зависит от совокупности множества факторов. Сюда входят,  мастерство водителя, состояние автомобиля, состояние дороги и соответствующей ситуации. Если с водительским мастерством и дорожными условиями более или менее понятно, то технические моменты следует рассмотреть отдельно. Для того чтобы развеять некоторые мифы.

Все выше сказанное, касалось торможения  автомобилей с механической коробкой передач. А как поступать в ситуации с АКПП? Вопрос достаточно серьезный, поскольку использование торможения в данном случае, двигателем во многом зависит от типа автоматической коробки, электронной начинки и доступных для водителя режимов работы АКПП. Для уточнения этого вопроса следует подробно изучить его в руководстве по эксплуатации конкретного автомобиля. Как правило, этот  процесс достаточно подробно освещается производителем, с описанием как это делать и как делать нельзя.

Машины с автоматической коробкой, имеют возможность осуществлять торможение двигателем, не хуже машин с механической трансмиссией. В теории  торможение может быть даже эффективней и безопасней чем на механике, потому что автоматика гораздо быстрее и аккуратней осуществляет процесс сцепления. Более того, многие производители оснащают свои автомобили системой EBC (Engine Braking Control), которая помогает предотвратить блокировку колес, при резком сбросе «газа», а также контролирует процесс торможения двигателем.

Кстати, еще один момент, при осуществлении попытки осуществить торможение двигателем следует учитывать наличие системы ABS. Если автомобиль ею оснащен то в экстренной ситуации (исключением является гололед), то торможение двигателем, это может быть потерей драгоценных секунд. В большинстве экстремальных  ситуаций, ABS справиться лучше.

Существует мнение, что дизельный двигатель  тормозит более эффективно, чем бензиновый. Поскольку степень сжатия в его цилиндрах выше в 1,5 раза. Наверное, если сделать эксперимент, то такое суждение можно подтвердить, но принципиального отличия здесь нет. Ведь торможение двигателем не дает такого большого замедления и сильно на это обращать внимания не стоит.

Распространенное мнение о том, что торможение двигателем снижает расход топлива. С этим фактом трудно поспорить, ведь и правда когда педаль акселератора отпущена, расход в этот момент и действительно  снижается до нуля. Но в целом на общую картину расхода топлива это не влияет

Вредит ли это вашему авто?

Можно часто услышать от разных знакомых, прочитать на форумах, что торможение двигателем плохо влияет на его состояние и состояние трансмиссии. Говорят, что изнашиваются поршневые кольца, синхронизаторы КПП и т. д. Но на самом деле все не так страшно, как может показаться, если все делать правильно и аккуратно, то вреда это не принесет. Тем более не нужно все время тормозить двигателем. Такой способ, все-таки для более экстремальных ситуаций и пользоваться этим методом нужно больше из соображений безопасности.

Удачи на дорогах!